Основные техники коучинга. Искусство самокоучинга

техники коучинга, GROW коучинг техника, основная техника коучинга, техника Диснея в коучинге, арт-коучинг техники, SMART коучинг техника, техника «Шкалирование» в коучинге, техника «Колесо баланса» в коучинге, техника «Гремлины» в коучинге, применение техник НЛП в коучинге, SCORE коучинг техника. Коучинг
Основные техники коучинга, методика применения.

Существует несколько основных техник коучинга, и каждая из них помогает клиенту достичь поставленной цели. Выбор техники зависит от конкретной ситуации. Коучинг использует различные психологические подходы, в том числе НЛП.

Thank you for reading this post, don't forget to subscribe!

Коуч не даёт советов по решению проблемы. Клиент сам находит их во время проведения сессии с коучем. Именно самостоятельная работа приводит к стабильным результатам.

Коучинг-сессия проходит в виде серии вопросов и ответов (в этом основная техника коучинга). Для удовлетворения запроса клиента коуч, как и психолог, использует индивидуально подобранную технику или комбинацию различных методов. Задача коуча – помочь клиенту сформулировать правильную цель и дойти к ней кратчайшим путём. Основные принципы коучинга – безоценочность и партнёрство коуча и клиента. 

GROW коучинг техника

Техника GROW подходит для решения проблем и достижения поставленных целей. Помогает развивать навыки, принимать правильные решения, повышать производительность, расти по карьерной лестнице. Методика была разработана в 1980 году в Великобритании Джоном Уитмором. Его компания Performance Consultants первой начала применять техники коучинга в Европе. 

Идею для создания методики подал тренер по теннису Тимоти Голви. Он придумал использовать спортивные техники в бизнесе. Суть метода – обозначить цель, но не давать сотруднику прямых указаний к действиям. Препятствия и ресурсы для их преодоления он должен найти сам. Эта техника показала свою высокую эффективность по сравнению с «правильными советами» пошагового достижения цели. 

Основатель техники Джон Уитмор – автогонщик, чемпион Европы. После завершения спортивной карьеры он занялся бизнесом, написал книгу «Коучинг высокой эффективности», которая переведена на 23 языка. В книге он объяснил на примерах, как именно прямые указания приводят к безынициативности сотрудников и скрытому саботажу. Обозначая цель и предоставляя свободу в её достижении, можно прийти к результату, сохранив отношения с сотрудниками, не умаляя их достоинства и не лишая самоуважения.

Интересно! В книге «Коучинг высокой эффективности» описана реальная ситуация. Консалтинговая компания использовала технику 4 вопросов, которая привела к ошеломляющим результатам. 

Название техники образовано от латинского grow – «расти», это аббревиатура из 4-х слов. Метод содержит 4 шага, вот их краткое описание:

  1. Goal — цель, которой хочет достичь клиент в результате работы с коучем. 
  2. Reality — реальность (положение дел на текущий момент, отправная точка).
  3. Options (obstangles) — препятствия и возможности (барьеры и ресурсы, способы преодоления).
  4. Way Forward — план действий для достижения цели.

Рассмотрим применение техники поэтапно.

Goal 

На этом этапе важно определить, собственная поставлена цель или навязанная. В последнем случае её достижение может привести клиента к разочарованию вместо удовлетворения. Для правильной постановки цели нужно задавать конкретные открытые вопросы. Цель должна быть измеримой, достижимой в конкретный срок и реальной.

Для уточнения цели коуч задаёт следующие вопросы:

  1. О чём мы сегодня будем говорить?
  2. Чего вы хотите достичь в результате нашей работы? 
  3. Какой исход событий будет наилучшим? Сформулируйте цель позитивно.
  4. Этот результат важен именно для вас или для кого-то? Это ваше желание или обязанность?
  5. Представьте конечный итог. Что видите, чувствуете? Это именно то, что нужно? Как вы поймёте, по каким признакам, что это именно то, что нужно. 
  6. Как изменится ваша жизнь после достижения этой цели?
  7. Каковы критерии оценки результата?
  8. В какие сроки цель будет достигнута? 
  9. Каких наиболее крупных целей поможет достичь эта цель?

В итоге сессии цель должна быть чётко сформулирована и записана на бумаге. В процессе формулировки она может быть трансформирована, чтобы стать реальной целью человека, а не его окружения.

Reality 

На этом этапе происходит оценка реального состояния дел: определяется реальный статус, предпринятые действия и полученные результаты, препятствия,  факторы влияния. Нужно усилить положительные эмоции, избавиться от негативных шаблонов мышления, найти, что уже работает, выявить сильные стороны, которые помогут достичь цели. 

Вопросы коуча:

  1. Что происходит сейчас?
  2. Что уже сделано для решения задачи?
  3. Какой результат принесли действия?
  4. Какие ещё факторы влияют на ситуацию?
  5. Что конкретно происходит? Как часто?
  6. Какие аргументы вы используете, чтобы не работать над достижением цели?  
  7. Какой голос звучит внутри? Что говорит внутренний критик?
  8. Чего боитесь?

Options

Производится поиск возможностей для решения проблемы, достижения результата, оценка имеющихся ресурсов, выработка стратегии для решения. Коуч не должен предлагать своих решений. Если клиент сам разработает свой план действий, он больше склонен его придерживаться, по сравнению с навязанным извне. Самостоятельная работа повышает мотивацию и эмоциональную привязку. На этом этапе коуч может использовать такие вопросы:

  1. Что вы можете сделать самостоятельно? 
  2. Были похожие ситуации, в которых удалось достичь успеха? Каким путём?
  3. Какие ещё варианты действий возможны? 
  4. Какой вариант предпочтителен? Какой подходит?
  5. Какой вариант больше заряжает на действия?
  6. Есть ли ещё какие-то возможности решения?
  7. Кто может помочь в решении вопроса?
  8. Как бы поступил в этой ситуации компетентный авторитетный человек?
  9. Может, кто другой смог решить такую проблему? Как именно?

Результатом серии вопросов должны стать варианты действий. 

Way Forward 

Иногда называется Will – намерение, или What to do – что делать.

На этом этапе проводится разработка пошагового плана достижения цели. Коуч задаёт такие вопросы:

  1. Каким будет самый первый шаг? Когда он будет сделан?
  2. Какое действие можно предпринять в ближайшие 24 часа?
  3. Что может помешать сделать первый шаг?
  4. Какие ещё шаги можно предпринять? Когда они будут сделаны?
  5. Кто может помочь? Как просить о помощи?
  6. Что может помешать? Как это можно предотвратить? Что с этим делать?
  7. Что ещё нужно учесть?

Выявление препятствий поможет подготовиться к их преодолению.

Наряду с разработкой плана необходимо сохранение мотивации и приверженности цели до момента достижения намеченного результата. Мотивационные вопросы:

  1. Какая цифра от 1 до 10 соответствует желанию достичь цели?
  2. Как можно увеличить мотивацию до 10?
  3. Кто влияет на мотивацию? 
  4. Зачем вам это нужно?
  5. Что позволит сохранить мотивацию на протяжении пути? Как поддержать мотивацию?
  6. Как вы будете отчитываться перед собой, нести ответственность за достижение этой цели? 
  7. Какая награда будет за результат? Какой праздник, какой подарок? Как отметите победу?

Техника GROW помогает клиенту преодолеть собственные ограничения, вырасти, выработать алгоритм действий для решения повседневных задач. Впоследствии может применяться им самостоятельно по мере надобности. 

На заметку! Методика необязательно применяется линейно, последовательно. В процессе можно возвращаться на предыдущие этапы, прорабатывать их. Самое большое внимание нужно посвятить формулировке правильной цели и оценке реальности. Можно сочетать приёмы техники с позитивной психологией.

Техника Диснея в коучинге

Автор – великий мультипликатор Уолт Дисней. Техника зародилась в офисных кулуарах. Уолт Дисней отметил разницу реакций сотрудников на его идеи. Одни развивали их с восторгом, другие – искали конкретные пути воплощения в жизнь, а третьи – губили на корню своими критическими замечаниями. Диснею пришла в голову идея разделить их и максимально усилить их возможности. 

Мечтатели на верхнем (втором) этаже получили простор и панорамные окна, им было разрешено разрисовывать стены. Реалисты – специалисты с техническими и юридическими навыками – в стандартном офисном помещении на первом готовили почву для претворения в жизнь самых смелых мечтаний, составляли сметы, искали инструменты реализации. Критикам достался полутёмный подвал, они должны были находить ошибки в проектах реалистов. Цель критиков (аналитиков) – защитить компанию от провала, предотвратив ошибки, выявить скрытые риски. 

Путь проекта начинался с мечтателей. Они отправляли фантазии вниз, реалистам, а те – критикам. Последние возвращали проекты с найденными слабыми местами на доработку реалистам. Если реалисты не могли проработать проект с учётом слабых мест, мечтатели креативили альтернативные пути решения проблемы. При этом связи могли быть только у мечтателя и реалиста, реалиста и критика. Общение мечтателя и критика опасно для первого, это может его демотивировать.

Методика Диснея – идеальная модель реализации предназначения и выбора места работы. Максимальную пользу может приносить человек на подходящем месте, который использует именно те инструменты, которые органичны для него, занимается любимым делом, принося пользу общему. Правильно сочетая представителей всех трёх персонажей в рабочей команде, можно сформировать идеальный взаимодополняющий коллектив.

Использовать этот метод можно в коучинге. Он также называется методом трёх стульев. Если коуч и клиент работают над проблемой в отдельном помещении, можно использовать три листа бумаги, подписанные «мечтатель», «реалист» и «критик», положив их на пол. Клиент в процессе поиска решения переходит с одного листа на другой, вживаясь в разные роли, рассматривая проблему с трёх позиций. 

Творческим людям иногда мешает голос внутреннего критика, который не даёт довести свои смелые мечтания до конца. В таком случае решение заключается в связи мечтателя с реалистом, а цель – в поощрении смелых мечтаний и выработке плана их претворения в жизнь. Например, усилить технику рисования, если она слабая, путём специального обучения на курсах, посетить картинную галерею для поиска новых идей.

АРТ-коучинг техники

Техника возникла на стыке арт-терапии и классического коучинга, использует оба этих метода, соединяя логический и творческий подходы. Включает три основных метода:

  • проекция (перенос своего состояния на арт-объект);
  • метафора (быстрый путь к ресурсам, открытие бессознательного);
  • эффект резонанса (лёгкость, вдохновение после творчества – спектакля, открытие новых путей). 

Также могут использоваться и другие способы, например, нейрографика, сказки, метафорические карты.

Чтобы создать свою метафору, клиент должен описать проблему с помощью словосочетания, а затем построить ассоциации с ней (например, рост в профессии – покорение вершины) и связать проблему с аналогией. Например, работа над профессиональным ростом может сравниться с восхождением к вершине. Чтобы достичь вершины, нужна специальная подготовка и руководство опытного наставника. Для достижения цели клиент в партнёрстве с коучем разрабатывает шаги. Победу важно прочувствовать уже на первых этапах (клиент должен представить образ достижения цели – увидеть картину, услышать вук, почувствовать положительные эмоции). 

SMART коучинг техника

Автор методики – Джордж Доран, специалист в сфере стратегического планирования. Техника S.M.A.R.T. описывает постановку целей, эффективна как в работе с командой, так и в достижении клиентом личных целей. Расшифруем аббревиатуру SMART, которая заключает в себе следующие характеристики цели:

  • Specific — конкретная. Однозначная понятная формулировка. Пример: похудеть на 10 кг за полгода, применив правильное питание и увеличив физическую активность.
  • Measurable — измеримая. Оценочный критерий – еженедельное взвешивание. 
  • Achievable или Attainable — реальная и достижимая. За месяц сбрасывать по 2-3 кг, а не по 10. Недостижимая цель ведёт к демотивации и откатам.
  • Relevant — значимая. Промежуточная цель – часть более важной, глобальной цели. Зачем худеть? Например, чтобы нравиться мужчинам, выйти замуж, поднять самооценку, обрести уверенность и найти высокооплачиваемую работу. 
  • Time bound — с ограниченным временем для выполнения. Идеальный срок не должен превышать 12 месяцев. Слишком долгие сроки отвлекают от цели, слишком короткие не дают достичь результата. Например, не стоит ставить цель похудеть за неделю на 3 кг или через 2 года весить на 30 кг меньше.

Техника «Шкалирование» в коучинге

Ещё один способ продвижения к цели. Есть два вида использования методики: шкала достижений и шкала состояний. Пример конечной цели шкалы достижений – закончить университет, а шаги – поэтапная сдача курсовых работ, зачётов и экзаменов. Шкала состояний включает в себя эмоциональный спектр от 1 до 10 (уровень уверенности, активности, позитивного настроя).

Клиент выбирает шкале название и сам оценивает состояния на каждом этапе. На первой коуч-сесии анализирует состояние на сейчас (например, на «2»), представляя его на отметке «10». По мере продвижения наверх цели могут становиться более яркими, достижимыми, состояние – изменяться в лучшую сторону. На отметке «8» уже по-другому видится состояние на «10», оно становится более чётким, понятным и достижимым. 

Первые шаги важно наметить и сделать в ближайшие 72 часа, чтобы не потерять мотивацию продвижения к цели. Большое значение для успеха имеет поддержка близких, родственников.

«Колесо баланса» в коучинге

Используется для оценки состояния различных сфер в жизни, расстановки приоритетов и постановки целей для развития. На доске или листе бумаги нужно нарисовать круг и разделить его на несколько секторов. В классическом варианте 8 сфер, символизирующих здоровье, карьеру, семью, друзей, отдых, финансы, саморазвитие и хобби. Сектора окрашиваются в разные цвета или просто штрихуются карандашом в зависимости от наполненности. Можно использовать упрощённый вариант – написать процентное соотношение сфер в жизни. Количество частей и их состав может быть разным. 

Коуч предлагает клиенту записать сектора с низкими баллами и оценить, что можно сделать для их развития. Действия планируются с временными рамками. Важно подходить к корректировке баланса, используя гибкий подход (иногда допустимо смещение в какую-либо сторону в зависимости от жизненной ситуации), переоценку ценностей (обновление), учёт собственных приоритетов (а не навязанных социумом), проявляя терпимость по отношению к себе. 

Нужно избегать применения данной техники у перфекционистов: они могут проявить одержимость идеей. Идеальный равноценный баланс невозможен, только стремление к нему. Не всегда можно восстановить баланс – например, при травме, потере близкого человека.

Техника «Гремлины» в коучинге

Техника создана для борьбы с ограничивающими убеждениями, страхами. На пути цели может стоять «стражник», который охраняет нас от её достижения. Клиент представляет себе внутреннего гремлина и пытается понять, что он защищает. Например, на пути к профессиональному росту может стоять гремлин, который охраняет нас от того, чтобы уделять меньше внимания детям, семье. Внутренний гремлин охраняет ценность, несёт ценное послание для нас.

Также можно визуализировать внутреннего гремлина: не только представить, а ещё и нарисовать его. Что он охраняет? Как сохранить это на пути к цели и при её достижении? Можно поговорить с ним.

Применение техник НЛП в коучинге

Некоторые техники НЛП с успехом могут встраиваться в техники коучинга. Рассмотрим основные из них:

  • Якорение. Создание якоря позитивного ресурсного состояния помогает обрести спокойствие в сложные моменты или правильно реагировать в конфликтных ситуациях.
  • Проработка ограничивающих убеждений. Выявить и трансформировать в позитивные.
  • Использование ведущей системы восприятия для проработки – аудио, видео, слух.
  • Техника SMART. Заимствована из НЛП. Определение чёткой и конкретной цели.
  • Рефрейминг. Приём позволяет сменить контекст, переосмыслить, найти позитив в негативной ситуации, взглянув на ситуацию под другим углом. 
  • Моделирование успеха. Обучение на примере успешных людей. Выбрать модель в соответствии со своими ценностям или убеждениями, изучить историю успеха и адаптировать удачные стратегии к себе.
  • Калибровка. Подстройка под клиента. Даёт понимание того, что человек думает и чувствует на самом деле, распознать ложь. 
  • Анкетирование. Постановка целей коуч-сессии, анализ результатов. 

SCORE коучинг техника

Название техники представляет собой аббревиатуру. Каждая буква – шаг к решению проблемы. Коуч традиционно задаёт вопросы клиенту, чтобы помочь ему достичь желаемого результата.

  • S (Symptom) — симптомы или реальный статус. Вопросы: какая проблема волнует сейчас, что конкретно происходит.
  • C (Cause) — причины. Вопросы: с чем связываете появление этой ситуации, какие причины могли её спровоцировать. 
  • O (Outcome) — результаты. Вопросы: каким должен быть конечный результат, по каким признакам это поймете.
  • R (Resource) — ресурсы. Вопросы: что может помочь в решении проблемы, какие действия вы можете предпринять.
  • E (Effect) — эффект. Вопросы: какое влияние решение этой проблемы окажет на общую ситуацию в вашей жизни, какая польза от достижения цели в долгосрочной перспективе.

Искусство самокоучинга

Любую технику лучше проходить с профессиональным коучем. Тогда работа над проблемой ведётся легко и естественно. Но коучинговые техники можно с успехом применять для и самостоятельно для решения проблем и достижения целей. Пройдя специальное обучение дистанционно, эти знания можно использовать в общении, улучшив отношения в семье и с друзьями.

Оцените статью